Что не так с двуглазой морошкой?
Эту легенду нам поведал Геннадий Кельчин, представитель народа ханты. А ему в своё время историю рассказал Леонид Шиянов из деревни Лохподгорт.
«Тысячи лет назад на ямальской земле жили богатыри, сторонники холода. Втроём они защищали Ледниковый период и не давали людям пройти на Север.
Жила здесь и семья – муж с женой. Голодали, есть было нечего. Супруга пошла в лес собирать морошку. Все верховья ручьёв обошла, все болота – ничего нет. Вдруг среди кустов нашла двуглазую ягоду. Сорвала, положила в корзинку. Идёт, а я морошка туда-сюда по корзине с грохотом катается. Жена думает: вдвоём мы не насытимся, лучше съем сама, иначе по дороге выпадет и не достанется никому. И съела ягоду.
Через время говорит мужу: «Иди в лес, сделай из травы и кустарников избушку». Пошёл муж в лес, сделал из лиственницы хорошую добротную избу. Супруга посмотрела и говорит: «Нужна из травы и кустарников». В следующий раз муж опять пошёл в лес и построил из ели. Жена снова на своём. В третий раз пошёл муж и построил из травы и кустарников избушку. Супруга посмотрела и сказала: «Вот такую и надо». И осталась там жить.
Через некоторое время возвращается уже с мальчиком. Пришли домой, Сын Морошки не по дням, а по часам растёт. И вырос в большого богатыря. Пошёл на охоту, вернулся – пояс в три слоя дичью обвешан. На поясе места не хватило – подвязки на коленях обвесил добычей. Мать с отцом не нарадуются. Так три раза ходил. В четвёртый раз возвращается – ни зверя, ни птицы нет. Говорит отцу с матерью: «Должен я уйти. Если без меня кто-то придёт, в дом не пускайте. Если войдёт он через продух, накормите двумя рыбками. И если рыбки после этого оживут, мы ещё день-два продержимся. Если не оживут – погибнем».
Он ушёл, а через время приходит человек. Идёт по земле – как по снегу проваливается. Мать с отцом его в дом не пустили. Гость в продух палец просунет – не проходит, так и ушёл ни с чем. Через время приходит второй. Тоже не прошёл в отверстие и ушёл. Приходит третий гость. Тот в дверь не стучал – сразу через продух в дом проник. Холодом сел за стол, мать накормила его двумя рыбками. Кости бросил обратно в тарелку. Они ожили и рыбками уплыли. И в это время пришёл сын.
Гость встретил его на улице. Мать с отцом дома остались. Долго ли, коротко ли боролись они. Где была возвышенность – равнину сделали. Где ямы были – холмы появились.
В конце концов Сын Морошки одолел холодного гостя и на земле стало тепло. Птицы прилетели, и люди появились. Вот так и заселили нашу холодную землю. А чтобы дальше в нашей жизни вырастали богатыри, мы не едим двуглазую, одноглазую и трёхглазую морошку».
Такие ягоды оставляют зверям и птицам. Так, на Севере люди испокон веков живут в гармонии с природой и бережно относятся ко всем её обитателям.
Благодарим всех, кто помогает сохранить культурное богатство нашей земли и её историческое наследие. Всех, кто бережно хранит традиции и передаёт их новым поколениям.
С праздником, северяне!
С Международным днём коренных народов мира!